БУМАГА ПЛОТНОЙ НАДЕЖНОСТИ

А теперь посмотрим на поведение не рыночных индексов, а реальных финансовых инструментов, наиболее удобных для большинства инвесторов — физических лиц, а именно паевых инвестиционных фондов. Ограничимся при этом открытыми ПИФами, паи которых можно приобрести и погасить в любой рабочий день.

Итак, инвестор, купивший в начале мая 2008 — го паи фонда, специализирующегося на вложениях в акции, в начале мая нынешнего года созерцал дырочку в капитале размером приблизительно 4% от вложенных средств, согласно индикатору «средневзвешенная доходность открытых ПИФов» Национальной лиги управляющих. Инвестиции, осуществленные пять лет назад, в начале мая 2007 года, принесли убыток в 8,7%.
Совсем другое дело — фонды облигаций. Даже те, кто покупал их паи в канун потрясений, с тех пор увеличили капитал на 36%, а прирост за последние пять лет и того больше — на 44,5%.

Впрочем, оценка результатов за более длительный интервал времени оказывается в пользу фондов акций. Стоимость паев, купленных семь лет назад, к настоящему времени выросла на 124%, а 10 лет назад — на 344,2%. Показатели для паев фондов облигаций за аналогичный период — 75,8 и 201,9% соответственно.

«Патриоты» фондового рынка с радостью заявили бы, что в долгосрочной перспективе ставка на акции — лучшее решение. Между тем это «иррациональное изобилие» докризисных 2000 — х, когда на рынках рискованных активов раздувался пузырь, обеспечило столь впечатляющую прибыльность инвестиций на фондовом рынке, несмотря на существенное обесценение в 2008 — м. Между тем нет веских оснований считать, что в ближайшие годы «коллективным сознанием» глобальных или иностранных инвесторов вновь овладеет безудержная страсть к акциям. Спрос на них в лучшем случае может оказаться настолько же умеренным, насколько умеренным будет рост глобальной и отечественной экономики. В этих условиях облигации, которые приносят доход уже хотя бы потому, что эмитенты регулярно выплачивают по ним проценты, окажутся более чем достойной альтернативой акциям.

Не будем забывать и о существенно меньшей волатильности рынка облигаций. Так, в 2008 году при падении со своих пиковых значений индекс корпоративных облигаций терял максимум 6%, а индекс гособлигаций — всего — то 8%. С почти четырехкратным падением фондового индекса ММВБ и не сравнить.

Sergey

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × три =